Русский язык. Чтение. 3 класс. Системы уроков. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-783 |
Авторы-составители | Матвеева Е. М. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предлагаемые в пособии разработки уроков русского языка и чтения, основанные на применении разнообразных по форме практических упражнений, игровых приемов, позволят учителю выработать прочные грамматические навыки у обучающихся с особыми возможностями здоровья, сформировать коммуникативные умения, привить устойчивый интерес к занятиям родным языком, развития речи, чтения и успешно социализировать их в обществе.
Материалы диска адресованы учителям, дефектологам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, могут быть использованы в работе с другими категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 5. Составление и запись предложений со словами из словаря
Урок 5
Составление и запись предложений
со словами из словаря
Задачи: закрепить написания слов из словаря; упражнять в составлении и записи предложений, развивать орфографическую зоркость, воспитывать положительную мотивацию.
Оборудование: предметные картинки, таблички со схемами предложений, карточки.
Ход урока
I. Мозговой штурм.
– Сядет тот, кто ответит на вопросы:
– Что такое предложение?
– Чем предложение отличается от группы слов?
– Какие правила написания предложений знаете?
– Как отделяются предложения друг от друга на письме?
– Как мы обнаруживаем начало и конец предложения?
– Составьте любое предложение.
– Что ты составил? О чем (о ком) говорится? Что говорится?
II. Сообщение темы урока.
– Прочтите слова, записанные на доске:
П..мидор, ..гурец, вет..р, за..ц, в..р..на.
– Вставьте недостающие буквы. Прочтите ещё раз слова.
– Можно ли проверить написание этих букв? (Нет, написание этих букв проверить нельзя.)
– Как надо поступить, чтобы записать эти слова правильно? (Написание этих слов нужно запомнить.)
– Сегодня мы вспомним написание словарных слов, которые изучали во втором классе, продолжим упражняться в составлении и написании предложений с этими словами.
III. Минутка чистописания.
– Элементы каких букв вы видите?
– Чем различается петля у заглавных букв «Б» и «В»?
– У буквы «Б» петля короче, чем у буквы «В». Как вы напишете петлю у буквы «Б»? (Пересечение с наклонной линией должно быть посредине.)
– А где пересекается с наклонной линией петля у буквы «В»?
(Петля пересекается вверху наклонной линии.)
– Напишите элементы, а потом буквы.
– Назовите слово со звуком [б] в начале.
– Запишите слово, подчеркните букву «б», продолжите до конца строки.
– Составьте предложение с данным словом и запишите. Прочтите, что записали.
– Поставьте себе оценку за минутку чистописания.
IV Составление и запись предложений со словарными словами.
1. Запись слов-отгадок.
· Я землю копала, · Кланяется, кланяется,
Ничуть не устала. Придёт домой – растянется. (Топор.)
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата.)
· Она всё время жуёт,
Детям вкусное молоко даёт. (Корова.)
· Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).
2. Составление и запись предложений с данными учителем словами.
Физкультминутка
Нам за партой не сидится, разминаем поясницу.
Корпус крутим влево–вправо – так мы отдохнём на славу.
Мы присели под кусток, чтобы отыскать цветок.
Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке.
А теперь вращаем ручки, словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд–назад по двенадцать раз подряд.
Отдохнули, порезвились и за парты опустились.
Урок 35. Слог как часть слова
Задачи: уточнить представления учащихся о слоге как части слова; развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных.
Оборудование: рисунок с изображением гусеницы с записанными на ней слогами; карточки со слогами; предметные картинки; правило – опора; схемы слов.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня у нас необычная гостья. (Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением гусеницы.) Кто это?
– Что записано на звеньях гусеницы? (Слоги.)
– Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Будем упражняться в делении слов на слоги, составлять из слогов слова.)
II. Минутка чистописания.
III. Изучение нового материала.
– Назовите гласные звуки; согласные звуки.
– Когда рядом становятся согласные и гласные, то происходят удивительные вещи – образуется слог: М и А – МА; У и К – УК.
– Слог – это союз гласных и согласных. Слог может состоять и из одной буквы. А как вы думаете, какой?
– Юля – разделите имя на слоги. Сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Сколько букв в этом слоге?
– Какие звуки обозначает буква Ю? (Звуки [йу].) Дайте характеристику этим звукам.
– Значит, слог может состоять и из одной буквы – гласной.
– А как вы думаете, из согласной может состоять слог?
– Очень красивым, певучим бывает открытый слог, когда букв две: первая согласная, вторая гласная: ЛА. Приведите примеры таких слогов.
– Но когда встает после гласной согласный, то пение не получается, оно обрывается и образуется закрытый слог: ОД. Если же слоги связать между собой, то образуются слова: НО и РА – нора, БЕЛ и КА – белка.
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША – запомни, МАША
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.
СО и ВА – читай: СОВА.
– Прочитайте слоги, записанные на доске.
ВО РО НА КОШ КА
БЕЛ КАШ ВОЛ РА КИ
– Какие из них являются открытыми? Прочитайте.
– Какие из них являются закрытыми? Прочитайте.
– Составьте из слогов слова.
Поиграем со словами.
Есть у нас приём один:
Делим мы слова на слоги,
Как на дольки апельсин.
– Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками.
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками: вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем, точно знаем – будет прок.
Крутим – вертим головой, разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем.
– Разделите слова на слоги: белка, малина, сад, самолеты.
– Прочтите первое слово. Сколько в нём слогов?
– Прочтите второе слово. Сколько в нём слогов? Прочтите первый слог, второй, третий.
– Что такое слог? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхаемым толчком воздуха.)
– Сколько слогов может быть в слове?
– Прочтите правило: слова могут состоять из одного слога: кит; из двух слогов: бел – ка; из трёх слогов: во – ро – бей; из четырёх слогов: ско – во – ро – да.
Урок 46. Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные
Урок 46
Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные
Задачи: уточнить и конкретизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости и мягкости; развивать умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно произносить их в словах.
Ход урока
I. Игра «Не порви цепочку».
Учитель называет слово. Ученик должен подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное учителем:
Ученик, который не смог подобрать нужное слово, «разрывает» цепочку и «платит» фант. В конце игры дети «выкупают» фанты: определяют первые звуки в словах, которые по сигналу учителя называют их одноклассники.
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте слова. Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Денёк, ученик, машина, слезинки, трактор.
– Как обозначена мягкость согласных на письме?
– Какие способы обозначения мягкости согласных на письме вы знаете?
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.
III. Минутка чистописания.
Определить букву, которую будем писать. В данном ряду она «лишняя».
а т о э и е ё ю
– Из каких элементов состоит строчная буква «т»?
Самоконтроль:
Прилетел орёл, с аппетитом съедает всё он.
Та буква, что понравилась тебе, вкусной будет пищей птице.
Учитель предлагает учащимся обвести в кружок или подчеркнуть правильно написанную букву или слог.
IV. Изучение нового материала.
Прочитайте запись на доске:
Люди стали рисовать очень давно. Они рисовали зверей.
– О чём сообщается в тексте?
– Сколько записано предложений? Как узнали?
– Спишите, диктуя себе по слогам.
– Произнесите согласные звуки в первом слове; в последнем слове. Что вы можете сказать об этих согласных звуках?
– Какими буквами обозначены на письме мягкие согласные?
– Подчеркните эти буквы.
Буквы и, ю, я, ё, е – это буквы гласные.
С ними дружат на письме мягкие согласные.
Физкультминутка
Игра «Мячик-смягчитель»
Учитель, бросая мяч, произносит слово с твёрдым согласным звуком («с твёрдым соединением»). Поймавший мяч ученик произносит аналогичное слово с «мягким соединением»: рад – ряд, мал – мял, лук – люк, нос – нёс, воз – вёз, рад – ряд, вол – вёл, суда – сюда, мышка – мишка.
V. Закрепление знаний.
– Как определили, какие согласные мягкие?
– Какие буквы указывают на мягкость согласного?
– Какие – на твёрдость согласного?
VI. Итог урока.
– На какие две группы можно разделить все согласные?
– Назовите слог с мягким согласным. Запишите его.
– Назовите слог с твёрдым согласным. Запишите.
– Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?
Урок 1. Употребление простого предложения
Урок 1
Употребление простого предложения
Задачи: повторить пройденный материал о предложении, формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль, развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать положительную мотивацию.
Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, схемы предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Всем доброе утро! Звенит долгожданный звонок. Начинаем наш первый урок русского языка в этом учебном году и отправляемся в путь к знаниям.
II. Постановка учебной задачи.
Прошу вас ответить на мои вопросы:
– В каком классе вы учитесь?
– Когда у нас с вами был праздник День знаний?
– Для чего вы ходите в школу?
– Кто хочет узнать в этом учебном году новое и интересное?
– Кто хочет учиться на одни пятёрки?
– Что для этого нужно делать?
– Что вы сейчас делали?
– Верно, я вам задавала вопросы, а вы мне отвечали. Это называется речью – устной речью. Мы с вами пишем в тетрадях предложения, рас-сказы – это тоже речь, но только письменная. Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в том, из чего состоит наша речь.
– Речь может быть устной и письменной. Ребята, а как вы думаете, из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
Учитель демонстрирует схему.
– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
– Мы отправляемся в путешествие за новыми знаниями. Речь на уроке пойдёт о предложении. Мы постараемся с вами вспомнить всё, что вы знаете о предложении.
III. Минутка чистописания.
– Откройте тетради. Запишите дату. «Классная работа». На следующей третьей строке запишите тему нашего урока: Употребление простого предложения.
– Как всегда, работу в тетрадях мы с вами будем начинать с минутки чистописания. Приступая к письму, давайте вспомним правила, которые надо выполнять:
1. Содержи свои тетради в аккуратности.
2. Не ленись писать красиво, выводи каждую букву.
3. Когда пишешь, проговаривай шёпотом слова по слогам.
4. Всегда проверяй написанное, читая медленно по слогам.
– Отгадайте загадку:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
– Назовите первый звук. Какой буквой обозначаем звук [а]?
– Из каких элементов состоит строчная буква «а»?
– Назовите элементы прописной буквы «А».
– Напишите заглавную и маленькую буквы Аа.
– Обведите в кружок самые красивые буквы.
– Придумайте и запишите слова, которые начинаются на звук [а].
– Написание какой буквы мы с вами повторяли?
– Дайте характеристику данному звуку.
– Какие слова записали?
– Составьте предложение с одним из записанных вами слов.
Учащиеся составляют предложение. Рисуют в тетрадях схему составленного предложения. Проводится анализ предложения. Повторяется правило написания предложения. Предложение записывается в тетради.
– Что о предложении мы с вами должны повторить?
– Что такое предложение?
Урок 6. Составление предложений по схемам
Урок 6
Составление предложений по схемам
Задачи: упражнять в составлении предложений по схемам, закрепить правило написания предложений, познакомить со словом «огород», развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, формировать навыки учебной мотивации на примере оказания отдельным учащимся адекватной помощи (веры в возможности ученика; моделирования ситуации успеха).
Оборудование: предметная картинка с изображением огорода, плакат для определения слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
II. Сообщение темы урока.
– Что нарисовано на доске? Докажите, что это схема предложения.
– Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке? (Будем упражняться в составлении предложений по схемам, познакомимся с новым словом из словаря, запомним его написание.)
III. Минутка чистописания.
На доске: а г о и
– Определите букву, которую будем писать. В данном ряду эта буква «лишняя». (Будем писать букву «г».)
– Запишите строчку буквы «г».
– Определите порядок следования букв в данной цепочке:
ооогооггоггг
– В данной цепочке строчные буквы «о» чередуются со строчными буквами «г». Буквы «о» следуют в порядке уменьшения на одну, а буквы «г» – в порядке увеличения на одну.
– Напишите данную цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
– Подчеркните самые красивые буквы.
IV. Словарная работа.
– Внимательно посмотрите на это изображение.
– Мысленно зачеркните согласные, которые всегда твёрдые, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
– Какое это слово? (Огород.)
Учитель демонстрирует картинку с изображением огорода.
– Что такое огород? (Огород – это участок земли.)
– Что растёт в огороде?
– Огород – это участок земли для выращивания овощей, который обычно находится недалеко от дома.
– Повторите хором слово огород. Сколько звуков в данном слове? Назовите все звуки по порядку, дайте характеристику каждому звуку. Отметьте цветными карандашами звуковые домики в виде точек.
– Сколько букв понадобится, чтобы записать данное слово?
– Запишите слово в тетрадь. Какую особенность в написании слова вы заметили? (В слове «огород» три гласные «о».)
– Поставьте знак ударения в слове. Какая гласная ударная?
(В слове «огород» ударная третья гласная «о».)
– Подчеркните безударные гласные «о». Запомните написание слова «огород».
Составьте и запишите предложение с данным словом по схеме:
Физкультминутка
Игра «Урожай»
В огород пойдём,
Урожай соберём. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы морковки натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем («копают»),
Срежем мы кочан капусты («срезают»),
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг руками),
Щавеля нарвём немножко («рвут»)
И вернёмся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки).
Н. Нищева
V. Закрепление изученного.
– Составьте из данных слогов слова, запишите их:
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом